Пример иллюстрирован  журналистом.

 

АНИМЕ ЗАВЕЛО В КАРЕЛЬСКИЕ ЛЕСА

 

Российские правоохранительные органы впервые заинтересовались поклонниками уникального японского мультипликационного искусства аниме. Заинтересовались по-крупному: сотрудники милиции сразу двух субъектов Федерации на протяжении месяца искали двух девочек, одна из которых сбежала из Республики Коми в Санкт-Петербург.

16-летняя жительница Коми решилась на побег после того, как познакомилась через Интернет с 18-летней петербурженкой. Обе девушки увлекаются аниме, в том числе, направлением "юри", посвящённым однополой любви между женщинами.

 

С ЛЮБИМОЙ В ШАЛАШЕ...

Произведения японского аниме, предназначенные для подростковой аудитории, не только красочны, самобытно-красивы и доступны для восприятия. В незамысловатых на первый взгляд романтических историях там заложена вполне серьёзная идеология, построенная на весьма важных для любого подростка вещах. Это самоопределение, выбор некоего жизненного пути, интимные отношения, сопротивление всевозможным серьёзным неприятностям, в том числе, чинимым могущественными антигероями.

"Юри"-аниме - всё то же самое, только интимные отношения там показаны между женщинами, акценты сделаны на этих отношениях, и все победы в борьбе со злом одерживают женские пары - в том числе, со злом большим, даже грандиозным.

Наверное, именно эти идеи сыграли злую шутку с 16-летней Ириной из Республики Коми и 18-летней Анной из Петербурга.

Девушки познакомились в Интернете, нашли общий интерес в виде увлечения аниме, после чего Ирина пожаловалась Анне на невыносимость жизни с родителями. Анна протянула подруге руку помощи, и девушки, видимо, решили сделать то, что неоднократно видели в сериалах "юри": сбежали от всех и уединились в дикой лесной чаще.

Мировоззрение аниной мамы этому весьма поспособствовало. Родители Ирины, насколько нам известно, до сих пор не оправились от шока.

 

С БАЛА НА ВОКЗАЛ

В эту историю оказались вовлечёнными сотрудники правоохранительных органов сразу двух регионов — Республики Коми и Санкт-Петербурга. Поклонницы японских мультиков оказались на редкость сообразительными и в хорошем смысле этого слова изворотливыми.

Всё началось 24_ мая в одном из населённых пунктов Республики Коми, причём, день этот предполагался исключительно праздничным — девочка Ирина в тот день направлялась на выпускной вечер в местной школе. Судя по всему, начало самостоятельной жизни Иры она сама и её родители планировали совершенно по-разному. Ира начала её сразу — после выпускного вечера она домой не пришла. Папа с мамой ту ночь провели в территориальном отделе милиции.

Сразу оговоримся: Ирина — несовершеннолетняя. Поэтому мы не только называем девушку не так, как её зовут на самом деле, но и вообще намеренно опускаем все моменты, с помощью которых её могли бы идентифицировать даже знакомые. Таковы требования здравого смысла и законодательства. Уточним лишь один важный момент: родители Иры — очень обеспеченные люди, которые ни в чём материальном дочери не отказывают. Папа — бизнесмен, мама — домохозяйка, у Иры есть ещё старший брат.

Милиционерам Республики Коми удалось выяснить картину исчезновения: девушка прибыла на выпускной вечер с чемоданом, с коим и убыла на заказанном по телефону такси. Опрошенный таксист доложил: прибыл, погрузил, отвёз на железнодорожный вокзал. К сожалению, изучение списка пассажиров поездов, которые в ту ночь отбывали с этого вокзала, ни к чему не привело.

К поиску девушки подключились специалисты в области компьютерных технологий — чтобы попытаться найти следы исчезновения в персональном компьютере Ирины. Оказалось, что в компьютере до специалистов побывала специальная программа, предназначенная для уничтожения файлов. Пришлось довольствоваться вскрытым электронным почтовым ящиком. Среди наиболее частных партнёров по переписке внимание искавших привлекла девушка из Петербурга по имени Аня.

Когда связались с мамой Ани, то выяснилось, что петербургская девочка тоже пропала.

 

Я — НЕФОРМАЛКА!

Мама Ани — оригиналка. Она работает ветеринаром (ездит к любимцам своих клиентов по вызовам), а в свободное время является мастером. Она говорит, что так называются люди, которые пишут сценарии по популярным среди молодёжи книгам и фильмам, потом выезжают куда-нибудь в Ленинградскую область и устраивают по своим сценариям шоу с собственным участием.

Есть мнение, что в Петербурге несколько тысяч убеждённых ролевиков, ещё больше сочувствующих. Люди связываются через интернет, встречаются, скидываются на реквизиты (где-то костюмы, где-то аренда территории старого пионерлагеря и так далее). На каждую ролевую игру собирается по несколько десятков человек — в зависимости от интересов. Любителей поиграть в героев Толкиена вообще тысячи — впрочем, толкиенисты — наверное, первые российские ролевики.

По словам матери Анны, на ролевых играх много не заработаешь — максимум 20-30 тысяч рублей из взносов участников, которые остаются неистраченными. Ролевые игры у этой женщины для души — вообще, на просьбу рассказать о себе, она реагирует витиевато: мол, я неформалка...

Насколько нам известно, на милиционеров женщина пыталась прореагировать в той же «неформальной манере» - где дочь, не знаю, кто такая Ирина — тоже не знаю, вообще ничего не знаю. Но к тому времени у поставленной на ноги милиции двух регионов уже появились веские аргументы.

 

СОГЛАСИЛАСЬ НА ПРОПАЖУ

Выяснилось, что, покинув такси у железнодорожного вокзала родного города в Республике Коми, Ира попросту пересела в другую, ожидавшую её машину, на которой уехала в Петербург. За рулём таинственного автомобиля находилась мать Ани, приехавшая за тридевять земель вместе с дочкой спасать Иру от гнёта монстров-родителей. Про «гнёт» и про «монстров» женщина, естественно, узнала от Ани, а Аня — от Иры по электронной почте. И, если бы почтовый ящик Иры не нашли и не взломали, то комбинация оправдала бы себя на все сто — милиционеры и ошалевшие «монстры»-родители долго искали бы дочь по всем направлениям следования поездов с того вокзала.

Женщину-мастера поставили перед выбором: уголовное дело по статье «похищение заведомо несовершеннолетнего» или её всяческая помощь правоохранительным органам в поиске двух заблудших душ. Первый вариант предполагал до 15 лет лишения свободы — что, конечно, несколько преувеличено, всё-таки, тут не совсем обычное похищение. Второй вариант предполагал, в частности, официальное обращение петербургской неформалки в петербургскую же милицию с заявлением о пропаже собственной дочери.

Эта формальность позволяла милиции вести поиск обеих девочек на законных основаниях. Хотя, конечно же, для своей мамы Аня не пропала: когда женщина привезла обеих девочек к себе домой, те приняли душ, взяли походное снаряжение и убыли в леса Карелии — полностью в духе свободолюбивых героев подросткового аниме.

Мать Ани выбрала второй вариант, написала заявление о пропаже дочери, после чего начала в меру своей хитрости и сообразительности морочить головы оперативникам.

 

ЗАПЕЛЕНГОВАТЬ НЕ УДАЛОСЬ

Леса Карелии глухие и, образно выражаясь, бескрайние. Девушки же предприняли все меры предосторожности, о которых можно узнать в дешёвых детективах. Например, выкинули СИМ-карты из сотовых телефонов и вставили новые. так что, сотрудникам уголовного розыска при поддержке УСТМ (управления специальных технических мероприятий) пришлось установить новые «симки» сбежавших по идентификационным номерам их аппаратов, но техника всё равно оказалась бессильной: Ира и Аня забыли захватить зарядные устройства для своих трубок, так что не выходили на связь. То есть, лишили милиционеров возможности запеленговать их.

Наша милиция, к сожалению, не располагает вертолётными дивизиями для прочёсывания карельских лесов в поисках увлекшихся мультиками подростков — это ж не американская полиция из голливудский боевиков! Зато у нас есть хорошо зарекомендовавшие себя традиционные милицейские методы. Нет-нет, в печень маму Ани не били (повезло с исполнителями), ей просто пообещали, что она сядет в тюрьму, если обе девочки сами не отзвонятся. Пообещали убедительно — навыкам результативного общения многие милиционеры жизнью обучены.

Девочки отзвонились через 4 недели после злополучного выпускного вечера. Сказали, что возьмут билет на такой-то поезд и прибудут в Петербург, что благополучно и сделали.

Финальную драму в отделе милиции, где папа Ирины пытался забрать её, а Ирина рыдала, что готова пойти куда угодно, только не к родителям, описывать подробно не будем. Всё-таки, история частная, для посторонних глаз и ушей не привлекательная. Девочка уехала в Республику Коми под обещание скорого возвращения в Петербург в качестве студентки какого-нибудь вуза, а Аня и её мама-неформалка, насколько нам известно, до сих пор шастают в различные правоохранительные органы, где обосновывают отсутствие в своих действиях преступного умысла.

 

КОНСТАНТИН ШМЕЛЁВ

 

 

ПОКЕМОН КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ

 

Аниме отличается от обычных мультиков лишь одним — это пласт культуры, ориентированный на все возрастные категории. Привычные нам мультики предназначены для детей, иногда бывают так называемые «мультики для взрослых». Основная возрастная аудитория не детского аниме — от 12 до 20 лет, то есть, большей частью подростки.

Аниме — зародилось в Японии в качестве вторичного жанра — экранизации довольно популярных там комиксов (по-японски «манги»). Довольно быстро жанр стал самостоятельным, приобрёл устойчивый зрительский интерес, у аниме появились не просто поклонники, а люди, которые увлекаются им серьёзно, глубоко, эти люди стали самоорганизовываться в неформальные группы по интересам, в какой-то момент аниме стало своеобразной субкультурой, привлекающей определённого рода молодёжные тусовки.

Если упростить, то все мы знаем, как маленькие дети увлекаются мультиками — порой без рёва не оторвать от экрана. Но лет в 12 увлечение проходит — потому что привычные нам мультики — исключительно детские. Японское аниме удерживает детскую увлечённость, потому что позволяет подросткам находить в мультиках ответы на волнующие их уже не совсем детские, а потом и совсем не детские вопросы.

Идеология аниме соответствует: у героев прослеживаются идеи стойкости, готовность противостоять любым могущественным людям и обстоятельствам. В подростковом аниме большое внимание уделяется вопросам самоопределения, выбора жизненного пути.

Аниме  имеет огромное разнообразие жанров, но сохраняет при этом традиционную стилистику «манги» - большие рисованные глаза персонажей, особенности их речи, поведения. Основные направления аниме:

  • кодомо (детские мультики)

  • сёнэн и сёдзе (подростковые произведения для юношей и девушек соответственно)

  • аниме для взрослых

  • хентай (порнография)

  • яой и юри (истории однополой любви между мужчинами и между женщинами соответственно)

    История аниме не так уж безоблачна. Достаточно сказать, что в европейских странах и в США до выхода на экран японская анимация проходит своеобразную цензуру с целью определения возрастных групп, для которых стоит рекомендовать те или иные произведения. В результате такой «цензуры» из фильмов вырезаются некоторые кадры со слишком откровенными эротическими сценами или слишком жестокими актами агрессии, благодаря чему снижается рекомендованная возрастная планка аудитории.

    Кроме того, специалисты отмечают, что в связи с просмотром аниме направления «хентай» у подростков может формироваться так называемый комплекс Лолиты — пристрастие к явно несовершеннолетним девушкам с оформившимися вторичными половыми признаками. «Хентай» предоставляет большой простор для фантазий на эту тему, потому что не связан законодательством о минимальном возрасте для съёмок в порнографии.

    Есть и более конкретные истории, из которых видно, что аниме, как и многое другое, имеет свои оборотные стороны.

    Например, в Японии в 1997 году во время показа первого сезона аниме в один прекрасный момент у большого количества зрителей начались похожие на эпилептические припадки, у некоторых были зафиксированы остановки дыхания. Официально пострадало более 2000 человек. Выяснилось, что некоторые свойственные тогда для аниме световые эффекты непригодны для просмотра людям с определёнными особенностями нервной системы.

    Более того, специалисты установили, что некоторые визуальные эффекты сериалов про покемона Пикачу фактически зомбировали детей на долговременные вспышки агрессии — после просмотров дети крушили всё вокруг, начинали драться, кусаться. А в 1998 году в Турции после просмотра такого сериала маленький мальчик сиганул с 10-го этажа, причём, умудрился выжить. В больнице он объявил себя покемоном и, как выяснилось, не без оснований, сказал, что может летать, как они. После этого инцидента власти Турции запретили любые операции с торговой маркой «Покемон».

    Впрочем, все эти жуткие истории ближе к казуистике — у людей порой «съезжает крыша» и на менее экзотических вещах, нежели японская анимация.

    Анимешная тусовка мало чем отличается от других молодёжных тусовок по интересам. Кто-то находит новые фильмы, кто-то пробует сделать их собственную русскую озвучку, кто-то организует ролевые игры — для чего участники шьют одежду в стиле аниме. Есть такие, кто успешно на всём этом зарабатывает: умельцы научились делать значки со стильной символикой, наклейки, шить костюмы на заказ, в нашем городе есть даже студии, в которых делается весьма приличное озвучивание сериалов силами профессиональных актеров. Продукция этих студий также распродаётся в тусовке. А вообще, анимешная тусовка в основном состоит из студентов, которым интересна оригинальная японская стилистика мультипликации, а также идеология аниме.